• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спрос на профессии

2009

Профессия - одна из важнейших характеристик трудовой деятельности (занятий) человека. Она включает комплекс знаний и практических навыков, приобретённых в результате общего и специального обучения, а также опыта работы.  Профессии порождены разделением труда и отражают его внутреннюю социальную и экономическую дифференциацию. Быстрое распространение принципиально новых технологий и новый этап глобализации, отличавшие конец 20 в. и начало 21 в., придают дополнительное ускорение происходящим профессиональным сдвигам.  
Объект исследования: эволюция и использование человеческого капитала в современной России.
Цель – дать комплексную картину функционирования и воспроизводства профессий в российской экономике с акцентом на формирование спроса на профессии.

На данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) за 1994-2008 годы осуществлен анализ уровня и структуры образования и профессиональной подготовки рабочей силы, уровня и динамики экономической отдачи на высшее и среднее профессиональное образование, спроса на инновационные формы человеческого капитала. В работе предложен мета-анализ исследований экономической отдачи на образование за разные годы, а также показана межрегиональная дифференциация показателей отдачи и исследованы её факторы. На основе данных обследования заработной платы по профессиям, проведенного Росстатом в 2007 г, предложен анализ меж- и внутрипрофессионального неравенства. 

Большое внимание в работе уделено различным аспектам спроса на профессиональную подготовку. Анализируется политика промышленных предприятий в части удовлетворения спроса на профессии через обучение работников и через найм новой рабочей силы и показано, что российские предприятия осуществляют профессиональную подготовку в незначительном объеме, больше полагаясь на приобретение нужного им человеческого капитала на внешнем рынке труда. Среди причин недооценки обучения на предприятиях – высокое неравенство в заработной плате и порождаемая им чрезмерная текучесть кадров, дестимулирующая инвестиции в человеческий капитал.   

Новизна работы связана с тем, что в такой постановке и в такой связке эти вопросы в России для исследования ставятся впервые. Это задает комплексность и обеспечивает широту в охвате проблем. Новизна связана и с тем, что в оборот вводятся новые массивы эмпирических данных.

Знание о том, на какие профессии экономика имеет спрос и какова экономическая отдача на разные профессии, имеет как теоретическое, так и прикладное значение. С теоретической точки зрения это важно для понимания глубинных процессов на рынке труда и тех социально-экономических изменений, которые опосредуются рынком труда. С практической точки зрения такая информация крайне важна для системы образования, поскольку сообщает последней о том, на какие виды или типы профессиональной подготовки следует обратить особое внимание.

 

Публикации по проекту:


Лукьянова А. Л. Отдача от образования в России: что показывает мета-анализ Гл. 2. С. 149-193.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.