• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Costs of labor in the Russian economy: evolution and differentiation

2007

The goal of this study is to analyze the evolution of the wage-setting process, wage differentials and wage inequality in transitional Russia. As a part of this research, we analyze institutional and microeconomic problems of wage-setting in Russia over the period 1991-2006, identify the main stages of its evolution, trace the specifics of determining labor compensation in the Russian manufacturing and public sector and examine the level of wage differentiation. 

The empirical base of the research consists of several establishment and household surveys.

Most countries of Central and Eastern Europe (CEE) followed the same path of labor market development after the start of economic transition in the early 1990s: drop in real wages was relatively small whereas fall in employment mirrored that of GDP. The period of wage devaluation in these countries was short: economic growth resumed in two or three years after the start of market transformation facilitating rapid recovery of real wages to their pre-reform levels.

The situation in Russia (as well as in other CIS countries) was quite different: the plunge in real wages was much deeper than in CEE countries, and the fall in employment was disproportionally weak comparing to the drop in GDP. Over few years wage differentials increased dramatically as new positions in rapidly developing sectors had to coexist with low-productive and low-paid jobs in depressed obsolete sectors.

This pattern of the evolution of Russian labor market is very surprising given little initial difference from the CEE labor markets in terms of formal structure. Basic institutions such as minimum wages and unemployment benefits, wage taxes (including mandatory social tax levied on employers) and unified wage tariff system for the public sector were introduced right in the beginning of the transition period in Russia. Employers’ associations emerged, trade unions were reorganized. The tripartite commission began to work as a supreme body for reconciling interests of social partners in social and labor market spheres. Labor laws were revised to adapt to new realities of a market economy. Labor market institutions were largely built applying standard designs recommended by international economic organizations (for example, the ILO and the OECD).

The observed wage behavior may seem incredible in this institutional context. However, it cannot be treated as an aberration which emerged in the Russian labor market by pure chance. Since that this pattern has been consistently replicated and, therefore, it is clearly of a systemic nature.

The study provides an analysis of the wage-setting mechanism in Russian economy accounting for its institutional characteristics and macroeconomic background. The conclusion is that this very specific model  deeply rooted in Russian institutional reality and represents sustainable institutional balance with complementary elements. This model proved its ability to survive in different macroeconomic regimes; it lived through a prolonged transformation slowdown as well as a lengthy period of post-transformational growth. Ultimately, it has reverse flexibility as the main distinctive feature.

The analysis shows that the combination of stable employment and flexible wages has been maintained due to several basic factors.

  • Restricted reaction of employment – formally stringent labor laws coincide with extremely weak and inefficient enforcement,
  • Wage elasticity – erosion of minimum wages, lack of indexation mechanisms, and high share of variable part in total compensation resulted in close peg of wages to financial and economic performance of firms, expansion of shadow wage schemes, frequently used practice of wage arrears.

Interestingly, all of these phenomena were observed in a relatively standard – at least from a formal point of view – institutional environment. Institutions setting formal “rules of the game” in the labor market were developed in Russia on the basis of  traditional patterns common in world practice. However, being embedded into Russia’s everyday reality, they gradually lost their original stringency adapting to actual capabilities and requirements of local market agents. Optionality or selectivity of law enforcement, deliberate or accidental loopholes in the legislation, weak enforcement mechanisms, multiple possibilities for informal relations above formal responsibilities, and growth of the informal sector produced unintended excessive flexibility. Being a product of spontaneous adjustment, it has become a sustainably self-reproducing system which consists of well-fitted elements and units.

The results of the research were published in a book titled “Wages in Russia: evolution and differentiation” (Moscow: SU-HSE Publishing House, 2008).

http://www.hse.ru/news/hse_pubs/3795882.html (information about the book)


 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!
To be used only for spelling or punctuation mistakes.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цена труда в российской экономике: эволюция и дифференциация

2007

Объект исследования:  занятое население Российской Федерации.
Цель: анализ формирования, эволюции и дифференциации заработной платы в пореформенной России.
В работе проанализированы институциональные и микроэкономические проблемы формирования заработной платы в России в 1991-2006 гг., выявлены основные этапы ее эволюции, прослежены особенности детерминации оплаты труда в промышленности и бюджетном секторах, рассмотрена дифференциация зарплат.

Эмпирической базой исследования стали различные массовые обследования предприятий и домохозяйств.

Развитие событий в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-е годы в целом шло примерно по одной схеме: снижение реальной заработной платы было относительно невелико, тогда как динамика занятости вплотную следовала за динамикой ВВП. Процесс обесценения заработков в этих странах не был затяжным: экономический рост, возобновлявшийся спустя два-три года после начала рыночных преобразований, обеспечивал их быстрое восстановление до дореформенного уровня.

Иначе развивалась ситуация в России (а также в других странах СНГ), где падение реальной заработной платы оказалось намного глубже, чем в странах ЦВЕ, а снижение занятости оставалось относительно глубины падения ВВП непропорционально слабым. При этом наблюдалась значительная декомпрессия относительных заработков, так как наряду с появлением в быстроразвивающихся секторах-лидерах новых высокооплачиваемых рабочих мест продолжали сохраняться малопроизводительные и низкооплачиваемые рабочие места в секторах-аутсайдерах.

Подобные итоги функционирования российского рынка труда тем более удивительны, что с точки зрения формального устройства он сильно не отличался от рынков труда стран ЦВЕ. Уже в самом начале переходного периода в России были введены такие базовые институты, как минимальная заработная плата (МРОТ) и пособия по безработице, налоги на заработную плату (включая обязательные отчисления работодателей на социальные цели) и единая тарифная сетка для оплаты труда бюджетников. Возникли объединения работодателей и перестроены профсоюзы, заработала трёхсторонняя комиссия как высший орган согласования интересов в социально-трудовой сфере. Трудовое законодательство было пересмотрено с целью его адаптации к новым рыночным реалиям, а в последующем институциональном строительстве широко использовались стандартные лекала, рекомендованные международными экономическими организациями (например, МОТ и ОЭСР).

Но, как бы парадоксально ни выглядело в этом институциональном контексте поведение заработной платы, его нельзя считать аберрацией, чисто случайно возникшей на российском рынке труда. Оно устойчиво воспроизводилось и имело явно системный характер.

Результатом данного исследования стало описание механизма формирования заработной платы в российской экономике, при этом были использованы как его институциональные характеристики, так и макроэкономические результаты деятельности. Перед нами предстает крайне специфическая модель, которая не только глубоко укоренена в российской институциональной действительности, но и сама представляет собой устойчивое институциональное равновесие с комплементарными элементами. Эта модель доказала свою способность выживать в различных макроэкономических режимах; она пережила не только затяжной трансформационный спад, но и сопоставимый с ним по продолжительности период посттрансформационного подъема. В конечном счете, ее главным отличительным признаком можно считать «гибкость наоборот».

Как следует из проведенного анализа, комбинация «стабильная занятость / гибкая оплата» поддерживалась за счет нескольких основных факторов:

  • инерционность занятости – за счет формально жесткого трудового законодательства при крайне слабом и неэффективном инфорсменте;
  • пластичность заработной платы – за счет удержания на низкой отметке ее нижнего порога, отсутствия механизмов индексации, высокого удельного веса переменной части оплаты, тесной привязки заработков к результатам финансово-экономической деятельности предприятий, активного использования теневых «зарплатных» схем, широкого распространения невыплат.

Интересно, что все это наблюдалась в достаточно стандартной – по крайней мере, с формальной точки зрения – институциональной среде. Все институты, задающие формальные «правила игры» на рынке труда, выстраивались в России по вполне «привычным» лекалам, выработанным мировой практикой. Однако, сталкиваясь с повседневной российской действительностью, они постепенно утрачивали исходную жесткость и начинали адаптироваться к реальным возможностям и потребностям участников рынка. Необязательность или селективность в соблюдении законов, специально или случайно оставленные в законодательстве лазейки, слабость механизмов инфорсмента, широкие возможности неформальных отношений поверх формальных обязательств, рост неформального сектора и т.п. создавали избыточную гибкость там, где, по исходному замыслу, её не должно было быть. Результатом такой спонтанной притирки стала устойчиво воспроизводящаяся система, состоящая из хорошо подогнанных друг к другу деталей и узлов.

Итогом исследования стала монография «Заработная плата в России: эволюция и дифференциация» (М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008).
Информация о книге


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.