• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая ценность профессий

2008

Объект исследования: заработная плата в российской экономике, образовательная структура российской рабочей силы.
Цель работы: проанализировать и оценить взаимодействие профессиональной принадлежности с другими характеристиками работников в процессе формирования заработной платы.

Исследование направлено на поиск ответа на комплекс вопросов о том, как соотносятся специальности/профессии по диплому и по текущему занятию. Чем сильнее расхождение между ними, тем значительнее недоиспользование человеческого капитала и тем больше совокупные потери общества. Такое недоиспользование имеет два аспекта:

  • во-первых, это работа не по специальности, но при сохранении общего профессионально-квалификационного уровня (социального статуса),
  • во-вторых, работа на более низком уровне независимо от специальности.

В первом случае мы имеем дело с несоответствием профиля полученного образования, во втором – с избыточностью его уровня (overeducation). Однако в обоих случаях мы сталкиваемся с тем, что значительные затраты общества и домохозяйств на приобретение профессиональных знаний оказываются невостребованными и неподтвержденными. Для граждан это чревато не только финансовыми, но и социальными потерями.

Анализ, проведенный на основе крупномасштабного обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП) Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), выявил существенные различия в уровне заработной платы на предприятиях  различных форм собственности для работников одинаковой квалификации. Наиболее значительную «премию» имеют работники предприятий с участием иностранного капитала, в то время как занятые на региональных и муниципальных предприятиях испытывают существенные недоплаты. Анализ проведен с учетом социально-демографических характеристик работников. Добавление характеристик рабочих мест сужает в 2-3 раза (по сравнению с начальной спецификацией) разброс заработных плат по всем без исключения формам собственности. Это указывает на то, что значительная часть различий в заработной плате по формам собственности объясняется межотраслевыми различиями в заработной плате и факторами, связанными с размерами предприятия.

Анализ на основе данных обследования населения по проблемам занятости Росстата выявил значительный дисбаланс между структурой занятого населения по полученной специальности и профессиональной структурой рабочих мест. Это касается как лиц с высшим образованием, половина которых не работает по специальности, так и работников со средним специальным образованием (для данной категории этот показатель приближается к 80%). Одна из проблем - работа квалифицированных кадров на рабочих местах, в принципе не требующих высокого уровня образования. Анализ ведется для различных групп работников с учетом полученной в образовательном учреждении специальности, гендерных характеристик, возраста работника, места проживания.

К интересным результатам приводит анализ восходящей "дипломной" мобильности выпускников средне-специальных учебных заведений (ссузов). Для некоторых групп эти результаты оказываются весьма информативными. То, что выпускники финансово-экономических ссузов активнее, чем кто-либо, продвигаются на руководящие должности, свидетельствует о явной нехватке работников этого профиля – по крайней мере, еще в недавнем прошлом. И напротив: тот факт, что выпускники педагогических ссузов имеют низкие показатели восходящей мобильности и высокие показатели нисходящей мобильности, явно говорит об их относительном перепроизводстве.

Экономическая отдача на общее образование в нашей стране достаточно высока, значительная часть инвестиций в специальное образование остается невостребованной, а потому малоэффективной. Итоги исследования позволяют смелее утверждать, что профессиональная структура спроса на российском рынке труда не соответствует структуре предложения дипломированного труда. Если одни не работают по специальности, потому что их специальность не востребована, то многие работают по своей специальности только потому, что у них отсутствует альтернативный выбор. Одна из причин складывающейся ситуации – в сохранении чрезмерно дробной номенклатуры специальностей, оторванной как от реалий рыночной экономики, так и от запросов 21 столетия. Чем уже образовательные специальности, приобретаемые в учебных заведениях, тем ниже шанс у их обладателей совпасть с меняющимся спросом. Отсюда становится очевидной  и одна из ключевых задач реформирования системы образования -  формирование у студентов такого набора универсальных компетенций, который бы максимально облегчал профессиональную адаптацию внутри широкого спектра занятий на протяжении всей трудовой жизни.  

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.