В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В серии препринтов Издательского дома ВШЭ WP3 "Проблемы рынка труда" опубликована работа заместителя директора ЦеТИ Ростислава Капелюшникова и младшего научного сотрудника ЦеТИ Дарьи Зинченко "Премия за дистант на российском рынке труда".
В период пандемии COVID-19 дистанционная занятость продемонстрировала взрывной рост практически во всех странах, включая Россию. Хотя в постпандемийный период масштабы ее использования резко сократились, она продолжает оставаться важнейшей и достаточно популярной новой формой нестандартной занятости. Настоящее исследование представляет первую в отечественной литературе количественную оценку «премии» за дистанционную занятость на российском рынке труда. Подробно рассматриваются факторы, способные влиять на заработки дистанционных работников как со знаком плюс, так и со знаком минус. Эмпирическую базу анализа составляют микроданные РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2020–2023 гг. Согласно полученным оценкам, как и в большинстве других стран, в России дистанционные работники оплачиваются выше, чем недистанционные. Как показывает эконометрический анализ, величина премии за дистант достигает 25–35%. При этом у мужчин она примерно в полтора раза больше, чем у женщин. Использование продвинутых эконометрических методов (процедура Остера, методология естественного эксперимента) подтверждает существование каузального зарплатного эффекта, порождаемого дистанционной занятостью. Это позволяет сделать вывод о том, что в российском контексте перевод работников на дистант, по-видимому, способствует повышению их заработной платы.