Семинар «Долгосрочные источники роста российской экономики до и после кризиса 2008 г.»
24 октября 2017 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Долгосрочные источники роста российской экономики до и после глобального финансового кризиса 2008 г.».
Докладчик: Илья Воскобойников, старший научный сотрудник Лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ
Хотя замедление роста производительности в мировой экономике наблюдалось и до 2008 года, именно кризис 2008 года стимулировал поток исследований о причинах этого замедления. К таким причинам исследователи относят неэффективные инвестиции в оборудование, человеческий капитал и разного рода организационные улучшения. Также говорят о нарастающем числе случаев несоответствия знаний и навыков требованиям на рабочем месте, замедлению процессов диффузии технологий между передовыми и технологически отсталыми компаниями. В какой мере эти причины объясняют замедление роста производительности российской экономики, наблюдаемое в последние годы?
Данная работа показывает, что, по крайней мере, некоторые из перечисленных факторов наблюдаются в России. На основе системы отраслевых счетов экономического роста, позволяющих представлять темпы прироста производительности труда в виде суммы вкладов факторов производства и совокупной факторной производительности (СФП) в отраслях, а также межотраслевой реаллокации труда, в работе анализируются изменения в структуре экономического роста до и после финансового кризиса. В работе показано, что стагнация российской экономики 2008-2014 гг. связана в первую очередь с замедлением роста СФП и процессов реаллокации труда, а не с нехваткой капитала. Более того, замедление роста СФП началось в России до 2008 года, как и в большинстве ключевых экономик мира – США, странах ОЭСР, Китае и Бразилии. В то же время, сравнительно стабильный прирост затрат капитала на отработанный час, наблюдающийся в России, делает её похожей на такие ресурсо-экспортирующие страны, как Австралия и Канада. Далее, вклад информационного и коммуникационного капитала в рост производительности труда в российской экономике после 2008 года уменьшился, что затрудняет процессы технологической диффузии. Наконец, после 2008 года изменилась структура услуг капитала. Если до кризиса основной вклад в рост обеспечивался машинами и оборудованием, то после кризиса роль инфраструктуры возросла.
JEL: O47; O57. Ключевые слова: российская экономика, отраслевые счета роста, глобальный финансовый кризис, World KLEMS
Оппонент: Ростислав Капелюшников, заместитель директора ЦеТИ ВШЭ.