Специалисты предпочитают бюджетный сектор
Бюджетникам лучше живется в регионах, где мало потребителей услуг бюджетного сектора, большие трансферты и высокий уровень безработицы. Там их зарплата лишь на 20% уступает зарплате работников коммерческих предприятий, отметила сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Шарунина в докладе «Где “государеву” человеку на Руси жить хорошо? Межрегиональный анализ межсекторных различий в оплате труда в регионах России»
Сегодня в России насчитывается более 14 млн «бюджетников», которые заняты в социально важных сферах: образовании, здравоохранении, культуре, государственном управлении. К бюджетникам относится каждый пятый занятый в экономике, каждый третий занятый в организациях всех видов деятельности, двое из пяти работников крупных и средних предприятий.
В среднем российские бюджетники зарабатывают на 30-40% меньше тех, кто работает в коммерческом секторе. Однако многие предпочитают работу в бюджетной сфере занятости в коммерческой организации. Анна Шарунина попыталась проанализировать влияние демографических и экономических характеристик регионов на размер оплаты труда работников различных сфер бюджетного и небюджетного секторов.
В исследовании использовались данные Обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП) за 2005, 2007, 2009 и 2011 годы. Данное обследование проводится Росстатом один раз в два года, начиная с 2005 года. Выборка ОЗПП ежегодно состоит примерно из 750 тыс. наблюдений. Обследование содержит информацию о работниках, занятых на крупных и средних предприятиях и организациях во всех субъектах РФ в важнейших видах экономической деятельности (за исключением сельского и лесного хозяйства, рыболовства, финансовой деятельности и государственного управления). В обследование включаются все работники, в том числе временные и сезонные, но исключаются первые лица организации и те, кто отработал в месяц опроса (октябрь) неполное рабочее время (например, совместители и занятые по договорам гражданско-правового характера).
В качестве объясняющих факторов региональной и межотраслевой дифференциации зарплат использовались экономические характеристики регионов (ВРП на душу населения, доля «бюджетников» в общей занятости, уровень безработицы в регионе, уровень урбанизации в регионе). Также учитывались демографические характеристики регионов (плотность населения в регионе, доля лиц старше-младше трудоспособного возраста) и характеристики бюджетов субъектов федерации (доля расходов на оплату труда работников бюджетного сектора в расходах консолидированного бюджета субъекта, доля трансфертов из федерального центра в доходах консолидированного бюджета региона).
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что «государеву» человеку лучше живется в регионах, где мало потребителей услуг бюджетного сектора, мало «бюджетников», высокие трансферты и высокий уровень безработицы. Так, разрыв между зарплатами бюджетников и небюджетников в Калининградской области оказался всего лишь 10%, а в Оренбургской – 32%. В Московской области разрыв составляет 20%.
«Чем больше доля массовых потребителей услуг бюджетного сектора в общей численности населения региона, тем больше оказывается разрыв между зарплатой бюджетника и небюджетника, занятых в одном и том же виде деятельности, – отметила Шарунина. – Бюджетник существенно проигрывает по зарплате. При этом финансовое благополучие региона, повышение доли федеральных трансфертов, увеличивает зарплаты “местных” бюджетников». Это не сложно сделать, так как российский механизм формирования заработной платы бюджетников обеспечивает возможность гибкого подхода при формировании зарплаты каждого конкретного работника.
В целом же учет региональных различий сокращает разрыв между зарплатой бюджетников и работников коммерческих предприятий примерно на 4-5%, следовательно, региональная дифференциация вносит большой вклад в существующий межсекторный разрыв, резюмирует Шарунина. В лучшем случае зарплата бюджетника только на 20% уступает зарплате работника коммерческого предприятия (не считая исключений типа Калининградской области).
Исследование также показало, что работники бюджетного сектора имеют доступ к неденежным «бонусам» чаще, чем работники коммерческого сектора. Например, продолжительность рабочей недели в бюджетном секторе в среднем короче, чем у небюджетников: каждый третий бюджетник работает менее 40 часов в неделю против каждого десятого небюджетника.
В результате работу в бюджетном секторе все больше избирают образованные люди. Как выяснила Шарунина, в среднем 40% бюджетников имеют высшее образование, тогда как среди «небюджетников» высшее образование есть лишь у 26,7%. Аналогичная картина характерна и для среднего специального образования – его имеет 32,2% «бюджетников» против 27,4% «небюджетников». «Многие рабочие места в бюджетном секторе предполагают наличие определенного уровня образования. Этим связано и то, что “бюджетники” в значительной степени концентрируются в группе специалистов», – подчеркивает эксперт.
См. также:
Бюджетники превосходят коллег из частного сектора во всем, кроме зарплаты
Непрямая связь труда и денег