• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Гендерные различия в межпоколенческой мобильности в России»

26 мая 2020 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Существуют ли различия в межпоколенческой мобильности между мужчинами и женщинами в России: анализ микроданных 1994-2018».

Докладчик: Ксения Абанокова, младший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ.

Исследования, выполненные по разным странам, находят положительную связь между различными показателями благополучия родителей и их детей. Величина данной связи, которая отражает существование “межпоколенческой мобильности”, варьируется в разных странах. Недавние исследования, например, показывают, что в развивающихся странах межпоколенческая мобильность по доходам и по уровню образования ниже, чем в развитых странах (Narayan et al., 2018).
Несмотря на большой объем литературы, посвященный изучению существования межпоколенческой мобильности, остаются недоисследованными вопросы относительно различий в мобильности между мужчинами и женщинами. Например, отличается ли мобильность между парами отцов и детей по сравнению с парами матерей и детей? Если отличается, то есть ли различия между сыновьями и дочерьми. Другими словами, существуют ли различия в межпоколенческой мобильности между мужчинами и женщинами, как на уровне родительского поколения, так и на уровне поколения детей. Большинство исследований ограничено анализом эластичности доходов сыновей относительно доходов их отцов, и только немногие исследования анализируют связь между доходами матерей и дочерей. И все эти исследования выполнены на данных по развитым странам (например, Raaum et al., 2007; Ermisch et al., 2006; Olivetti and Paserman, 2015).
Россия представляет интересный объект для исследования по нескольким причинам. Во-первых, по результатам недавнего исследования, низкодоходные группы населения испытали значительный рост доходов за последние 20 лет (Dang et al., 2019). Данное являение может объясняться не только (и не столько) перераспределением доходов, сколько ростом доходов между поколениями. А раз так, рост межпоколенческой мобильности будет сопровождаться снижением неравенства в России. Таким образом, для понимания причин снижения неравенства в стране, важным является исследование межпоколенческой мобильности. Более того, устойчивый экономический рост возможен при условии существования как внутрипоколенческой, так и межпоколенческой мобильности по доходам.
Мы используем данные панельного опроса российского мониторинга экономического положения и здоровья НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за период 1994-2018 гг. РМЭЗ НИУ ВШЭ предоставляет большой объем информации на микроуровне для обоих поколений родителей и детей и дает возможность учесть проблемы измерения и эконометрической оценки межпоколенческой мобильности, присутствующие в большинстве других исследований по данной теме. Результаты предварительного анализа говорят о существовании высокой межпоколенческой мобильности в России. Коэффициент эластичности мобильности варьируется в пределах от 0.08 до 0.3 для пар отцов-детей и от 0.06 до 0.3 для пар матерей-детей. Полученные результаты близки к оценкам межпоколенческой мобильности, полученным для Скандинавских стран (Jantti et al., 2006; Björklund et al., 2010; Corak, 2013).

Семинар прошел в онлайн формате на платформе Zoom.