• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Не высшим единым: к мифам о формировании человеческого капитала»

2 июня 2020 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Не высшим единым: к мифам о формировании человеческого капитала».

Докладчики: Давид Константиновский, зав.отделом социологии образования Института социологии ФНИСЦ РАН, и Екатерина Попова, ведущий научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии ФНИСЦ РАН.

В образовательных и профессиональных траекториях молодёжи России произошли значимые изменения. С 2015 г. охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования и продолжает расти. В презентации на материалах проекта РНФ, государственной статистики и RLMS-HSE анализируются динамика охвата молодёжи программами среднего профессионального и высшего образования и особенности выбора этих программ: мотивация, устойчивость намерений, уверенность в правильности выбора и др. Проводится сравнение занятости, безработицы и социального самочувствия после трудоустройства обладателей дипломов о среднем профессиональном и высшем образовании.
Избирающие СПО (как после основной, так и после средней школы) зачастую происходят из «слабых» слоёв общества. По окончании школы это наиболее приемлемое для них и эффективное продолжение образовательной и профессиональной траектории. Рост частоты выбора охвата средним профессиональным образованием может быть связан с динамикой уровня жизни семей. Вместе с тем, полученные данные позволяют утверждать, что он связан и с другими факторами. Показано, что поступающие на программы СПО делают целенаправленный выбор учебного заведения и конкретной профессии, а структура их мотивов при этом такова же, как и у сверстников, планирующих поступить в вузы. Таким образом, решение получить среднее профессиональное образование едва ли можно квалифицировать как только результат большей адаптированности к текущей ситуации. Тем самым существенно корректируется распространённое заблуждение, что такой выбор является целиком вынужденным, и показана необоснованность распространённых представлений об участвующих в программах среднего профессионального образования как аутсайдерах.
Другое распространенное заблуждение – что программы СПО нередко являются лишь средством для последующего поступления в вузы. Имеющиеся данные, однако, показывают, что и ранее, когда такая траектория была облегчена, и ныне, после отсечения прежних возможностей, в вузы поступает малая часть выпускников СПО. Хотя такие программы являются в определенной степени «транзитными», исследование продемонстрировало: это не выключает их выпускников из рынка труда. Потенциальная возможность продолжить образование в вузах повышает его доступность для выходцев из «слабых» слоёв, что расширяет социальную роль среднего профессионального образования.
Преобладание охвата СПО над охватом высшим образованием свидетельствует, что вузовский диплом теряет для значительной части молодежи в прежней символической ценности. При этом изменение мотивации и других характеристик выбора СПО не снимает существенности материальных причин такого выбора и грозящих разочарованиями последствий, обусловленных коротким временны´м горизонтом планирования (выпускники выигрывают в ближайшей перспективе, но в дальнейшем проигрывают обладателям вузовских дипломов по заработкам и рискам безработицы). Уменьшение стремления к высшему образованию, спад вовлеченности в эту сферу содержат определенные риски для наращивания и эффективного использования человеческого капитала.

Статья к семинару:
Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26.

Оппонент: Павел Травкин, научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ


Семинар прошел в онлайн формате на платформе Zoom.