• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый препринт WP3 "Проблемы рынка труда"

В серии препринтов Издательского дома ВШЭ WP3 "Проблемы рынка труда" опубликована работа заместителя директора ЦеТИ Ростислава Капелюшникова "Маржинализм и марксизм: первая встреча".

Работа посвящена важному эпизоду из истории экономической мысли XIX века – первой встрече маржинализма и марксизма. Она произошла в 1884 году, когда Филипп Уикстид (1844–1927) опубликовал в журнале «научного» социализма «To-Day» небольшой двадцатистраничный текст под лаконичным названием «“Das Kapital”: a Criticism». В работе кратко прослеживается творческий путь Уикстида; рассматриваются причины, подтолкнувшие его к выступлению против марксизма; анализируются основные положения его критики; описывается реакция на нее со стороны современников (как профессиональных экономистов, так и приверженцев социализма), а также оценивается ее место в истории идей.

Отмечается, что текст Уикстида – это не только первая встреча маржинализма с марксизмом, но также и первое популярное изложение совсем новой для того времени теории предельной полезности (в версии С. Джевонса). Его критика носила радикальный характер, так как была нацелена не на обнаружение каких-то частных изъянов, а на полное обрушение марксистской конструкции с заменой ее альтернативной теоретической схемой. Выводы, к которым приходит Уикстид, однозначны: 1) марксистская теория неспособна дать удовлетворительное объяснение феномена относительных цен; 2) ее трактовка ценности рабочей силы непоследовательна и внутренне противоречива; 3) ее идея «прибавочной ценности» лишена научной основы. Поразительно, но ни один из сторонников Маркса так и не решился принять вызов Уикстида, и его критика никогда не была ими публично оспорена. Исторические круги, разошедшиеся от этого, на первый взгляд, малозаметного события, оказались беспрецедентно широкими. Под влиянием Уикстида фабианцы отвергли трудовую теорию ценности, и британский социализм (в основной его части) навсегда перестал быть марксистским. В более широкой перспективе его критика стала одним из идейных истоков для появления «ревизионизма» – движения внутри марксизма, отказавшегося от наиболее фундаментальных экономических идей К. Маркса.

Ссылка на текст препринта