В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В серии препринтов Издательского дома ВШЭ WP3 "Проблемы рынка труда" опубликована работа старшего научного сотрудника ЦеТИ Анны Лукьяновой "Централизация и регионализация минимальных заработных плат: российский опыт (2016–2022 годы)".
В статье анализируются фундаментальные изменения в российской модели регулирования минимальной оплаты труда, произошедшие в конце 2017 – начале 2018 гг. Эти изменения связаны с решением Конституционного суда об исключении выплат по районному регулированию из состава МРОТ и с подтягиванием МРОТ до прожиточного минимума в ходе двух больших повышений в январе и мае 2018 г. Для эмпирического анализа используются данные с 1-го кв. 2016 г. по 1-й кв. 2022 г., охватывающие период до и после указанных изменений. Показано, что с 2018 г. в России сложилась уникальная модель установления минимальных заработных плат, в которой коллективно-договорный подход к регионализации минимальной заработной платы сочетается с ее централизованной регионализацией через районные коэффициенты и северные надбавки. Свой вклад в усиление централизации внесли и решения о привязке МРОТ к прожиточному минимуму и медианной заработной плате, которые сократили пространство для переговоров между социальными партнерами о повышенном уровне региональных минимумов. Централизованные механизмы регулирования привели к вытеснению коллективно-договорных механизмов. Механизм регионализации минимальных заработных плат через трехсторонние соглашения фактически перестал работать, хотя до 2018 г. он демонстрировал способность хорошо адаптироваться к местным условиям. Усиление централизации привело к сокращению межрегиональных различий в жесткости и покупательной способности минимальных заработных плат. При этом в экономически слабых регионах соотношение между минимальной и средней заработной платой превышает 50%, что может служить сигналом о негативных последствиях не только для занятости, но и для общественного благосостояния в этих регионах.