Аналитический доклад ЦеТИ "Профессии на российском рынке труда"
В Издательском доме НИУ ВШЭ опубликован аналитический доклад Центра трудовых исследований "Профессии на российском рынке труда".
Профессиональная принадлежность — одна из ключевых характеристик человеческого капитала. Она во многом определяет производительность работников, уровень их заработной платы, привлекательность занимаемых ими рабочих мест, их шансы на получение продуктивной занятости. Если в примитивной экономике каждый работник мог выполнять много разных функций, то усложнение технологии привело к узкой специализации и глубокой профессионализации. Сегодня в экономике существует множество разнообразных профессиональных занятий, но каждый из нас может с успехом выполнять функции, соответствующие лишь тем немногим профессиям, по которым мы прошли соответствующее обучение. Профессиональная принадлежность, таким образом, отражает то, что мы умеем, что в настоящее время делаем и в чем рынок труда нуждается. Если рынок труда не нуждается в нашей профессии, у нас мало шансов работать по ней. На направление и глубину профессионально-квалификационных сдвигов влияют как факторы на стороне предложения (демографические сдвиги, урбанизация, подготовка кадров в системе образования, включая выход на рынок труда работников с вузовскими дипломами, эволюция предпочтений), так и фактор спроса, когда в результате отраслевой реструктуризации, технологического прогресса и конкуренции на товарных рынках меняется сам характер требований к профессиональной составляющей работников. Между различными качественными характеристиками рабочей силы существует тесная корреляция: обладатели определенных профессий тяготеют к обладанию определенным уровнем образования и к занятости в определенных отраслях. Анализируя динамику профессиональной структуры, мы получаем важнейшую информацию о том, как меняются и экономика, и технологии, и общество. С точки зрения экономической политики информация о профессиональной структуре рабочей силы важна во многих отношениях. Во-первых, она характеризует результаты деятельности образовательной системы в прошлом и дает ориентиры для ее развития в будущем. Эффективная образовательная политика невозможна без учета текущих и будущих сдвигов в профессиональной структуре занятости. Во-вторых, профессиональная структура рабочей силы налагает определенные ограничения на возможности и направления экономического роста: наличие даже самых передовых технологий еще не гарантирует их внедрения, если отсутствуют профессиональные кадры, способные к их использованию. В этом смысле эффективная структурная и технологическая политика также оказывается невозможной без учета текущего состояния и перспектив развития профессиональной структуры занятости. Наконец, очевидно, что профессиональная структура рабочей силы должна находиться в фокусе внимания политики занятости и тех мер, которые принимаются для борьбы с безработицей. Все это предполагает, что государство должно располагать надежной информацией о распределении работников по основным профессиональным группам и иметь реалистичную картину того, как и почему оно менялось во времени. Понимание того, под воздействием каких факторов и с какой скоростью может меняться профессиональная структура занятости, принципиально важно при разработке долгосрочных прогнозов развития экономики. Последние полтора десятилетия характеризовались глубокими сдвигами в профессиональной структуре российских работников. Эти изменения существенно меняют общую картину российской занятости, при этом они еще не закончились и, по-видимому, продолжатся далее. Основная цель данного доклада — показать картину профессиональной структуры российской занятости и ее изменений в 2000–2015 гг., проанализировать факторы, которые ее определяли, а также наметить возможные тенденции. Анализ базируется на представительной информации и охватывает всю рабочую силу, все основные профессии. В качестве основного источника данных использованы «Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ)» Росстата, которые репрезентируют взрослое население всех регионов страны в возрасте 15–72 лет и позволяют не только выделять основные профессиональные группы, но и осуществлять детальный анализ дезагрегированных профессий (до 4-го знака Общероссийского классификатора занятости — ОКЗ).
Вишневская Н. Т., Гимпельсон В. Е., Зудина А. А., Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л., Шарунина А. В. Профессии на российском рынке труда / Отв. ред.: Н. Т. Вишневская. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
Страничка книги на сайте Публикаций ВШЭ