• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол ВШЭ-НЦМУ "Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи?"

14 апреля в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол "Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи?", организованный Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП).

На круглом столе был представлен специальный доклад НИУ ВШЭ «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи» под редакцией директора ЦеТИ В.Е. Гимпельсона.

Среди экономистов существует консенсус в том, что развитый человеческий капитал является необходимым условием для достижения высокого уровня производительности и доходов. Человеческий капитал – продуктивные качества, воплощенные в людях, такие как квалификация, знания, умения, навыки, изобретательность, предприимчивость – не только движет технический прогресс, но и обеспечивает внедрение, распространение и эффективное использование его результатов. Характер связи между ВВП на душу (производительностью) и уровнем образования известен: более богатые страны одновременно и более образованы. Обратное оказывается не всегда верным. По доле обладателей третичного образования Россия находится среди лидеров, а по производительности труда - среди середняков, а значит, среди отстающих. Это означает, что имеющийся человеческий капитал «не переплавляется» в высокие уровни благосостояния и производительности труда. Другими словами, это также означает неэффективное использование накопленных умений и знаний, то есть их растрату и обесценение. Здесь возможны два варианта. Либо наш человеческий капитал имеет низкое производительное качество, и мы тешим себя иллюзиями по этому поводу, либо есть серьезные ограничения, мешающие человеческому капиталу реализовать свой производительный потенциал. Возможно, имеет место и первое, и второе. Однако если первый ответ предполагает необходимость совершенствования человеческого капитала – дальнейшего накопления и повышения его качества, то второй уводит нас в сторону внешних (по отношению к человеческому капиталу) условий – прежде всего, институциональных, от которых во многом зависит спрос на труд и его качество - образование и навыки. В данном докладе мы рассматриваем преимущественно первую линию.

Модератор: В.Е. Гимпельсон (НИУ ВШЭ).

К дискуссии были приглашены
 И. Б. Воскобойников (НИУ ВШЭ), И. Л. Любимов (РАНХиГС), Р. Г. Емцов (Всемирный Банк), J. Bohdanowicz (Executive Committee of the Social Democratic Party of Germany).

Полный текст доклада

Запись круглого стола на канале Апрельской конференции на Youtube